Содержание:
1. По целевой аудитории
2. По стилям повествования
3. По антуражу и технологиям
4. По психологии, целям и отношениям персонажей
5. Прочие
По целевой аудитории:
Кодомо-аниме — для детей.
Сёнэн-аниме — для старших мальчиков и юношей (с 12 до 16-18 лет).
Сёдзё-аниме — для старших девочек и девушек (с 12 до 16-18 лет).
Сэйнэн-аниме — для мужчин.
Дзёсэй-аниме — для женщин.
По стилям повествования:
Комедия — разновидность аниме, главное для которого — юмор: пародии, комедии положений, словесные и трюковые шутки.
Драма — достаточно редкий для аниме жанр драматически-трагического повествования. Основной Признак — отсутствие выраженного "хэппи-энда".
Мистика — жанр аниме, действие которого связано с взаимодействием людей и различных таинственных сил. Последние не поддаются однозначному научному описанию, чем отличаются, скажем, от магии в фэнтези. Отношения с ними обычно связаны с различными моральными проблемами.
Романтика — аниме, повествующее о любовных коллизиях.
Детектив — разновидность аниме, действие которого связано с расследованием преступлений.
По антуражу и технологиям:
Киберпанк — мир будущего, жизнь которого полностью определяют компьютерные технологии. Картины будущего при этом представляются мрачными и антиутопическими.
Меха — сложные механизмы, как правило, самодвижущиеся, не имеющие реальных прототипов (то есть придуманные специально для данного проекта). Обычно этим термином обозначают "гигантских роботов", огромные человекоуправляемые боевые машины. Жанр "меха" характеризуется активным использованием меха.
Паропанк / Стимпанк (от англ. steampunk) — жанр аниме, рассказывающий об альтернативных нашему мирах, находящихся на уровне технического развития, соответствующему Европе конца XIX века. Этот период характеризуется началом революции технических средств передвижения — появление дирижаблей, аэропланов, паровозов, пароходов. Техника, однако, все ещё воспринимается простыми людьми не как нечто привычное и банальное, а как нечто чудесное и, зачастую, демоническое. Паропанк возник как альтернатива киберпанку. Если киберпанк обычно основывается на футуристической эстетике, то паропанк — на эстетике ретро.
Фэнтези — аниме, рассказывающее о мирах, которыми правит не технология (как в НФ), а "меч и магия". В фэнтези часто фигурируют не только люди, но и разнообразные мифологические существа — эльфы, гномы, драконы, оборотни, люди-кошки, а также боги и демоны.
Научная фантастика (НФ) — аниме, действие которого связано с существованием и использованием техники, не существовавшей на момент создания этого аниме (межзвёздных космических кораблей, бластеров и т. д.) Обычно НФ-аниме излагает возможную историю будущего человечества, часто его сюжеты связаны с контактами с пришельцами.
Космическая опера — разновидность НФ-аниме, концентрирующаяся на войнах, проходящих с активным использованием космических кораблей.
Апокалиптика — разновидность аниме, повествующее о наступлении Конца Света.
Постапокалиптика — разновидность аниме, повествующее о жизни после глобальной катастрофы — Конца Света.
По психологии, целям и отношениям персонажей
Сэнтай — дословно "группа / команда", жанр аниме, рассказывающий о приключениях небольшой постоянной команды персонажей, борющихся с кем-либо или с чем-либо.
Спокон — жанр аниме, рассказывающий о юных спортсменах, добивающихся успеха путём воспитания в себе воли к победе. Объединение слов "спорт" и "кондзё" ("сила воли").
Махо-сёдзё — "девочки-волшебницы", жанр сёдзё-аниме, рассказывающий о приключениях девочек, наделённых магической силой. Концентрируется на проблемах женского взросления.
Мыльная опера — жанр романтического сёдзё-аниме, концентрирующийся на изложении сложных и запутанных любовных историй.
Бытоописание — аниме, описывающее повседневную жизнь обычных японцев (обычно — среднего класса) со всеми её радостями и бедами.
Гарем — жанр отношений в аниме, в котором персонаж мужского пола оказывается окружён большим количеством женщин, существует, но реже встречается, обратный гарем, соответственно, когда девушка окружена парнями.
Прочие
Парапсихология — жанр аниме, действие которого связано с парапсихическими силами (телепатия, телекинез, гипноз).
Психологический триллер — жанр аниме, повествующее о «приключениях человеческой души». Попадая в необычные ситуации, герои таких аниме переживают сложные и непредсказуемые психологические изменения.
Боевик — жанр сёнэн-аниме, действие которого связано с боевым противостоянием.
Самурайский боевик — жанр исторического сёнэн-аниме, действие которого связано с войнами самураев и ниндзя.
Полицейский боевик — жанр сёнэн-аниме, описывающий действия полиции по установлению личностей преступников и их задержанию.
Боевые искусства — жанр аниме, сюжет которого связан с противостоянием мастеров различных боевых искусств.
Добуцу — "пушистики", аниме о человекоподобных "пушистых" существах.
Идолы — аниме, действие которого связано с поп-звездами и музыкальным бизнесом.
Отаку — разновидность аниме, содержащая ссылки на деятельность поклонников аниме.
Хентай / Этти — порнографическое или эротическое аниме соответственно.
Яой — о мужских гомосексуальных отношениях.
Юри — о женских гомосексуальных отношениях.
Сётакон — молодые мальчики
Лоликон — молодые девушки
Сёдзё-Ай — аниме, описывающая любовь девушки к девушке. Отличается от Юри остутствием откровенных сцен. Максимум - лёгкое этти.
Сёнэн-Ай — суть та же, что и в Сёдзё-ай, только не о девушках, а о парнях.
Кавайи — аниме с ярко выраженным упором на нечто очень милое. В одних случаях это связано с действиями кого-то, нуждающегося в защите, ласке и заботе (и/или опекающих его людей), в других же персонажам просто придаётся специфическая внешность и манера поведения. Как правило, этот жанр смешивается с каким-либо другим, например с драмой, школьной историей и пр. Яркими примерами служат сериалы "Chobits", "Onegai Teacher".
Кровь (Трэш) — аниме, построенное на обилии жестоких, кровавых сцен, кроме которых часто больше ничего не показано.
Ужасы — аниме, ставящее своей целью напугать зрителя. Часто это мистический фильм, в котором также действуют таинственные силы, однако их действия носят чётко выраженный жестокий характер. Яркий пример — аниме "Pet Shop of Horrors"
Мангака (mangaka) - создатель манги. Этот термин не употребляется по отношению к авторам сценария и художникам манги - только к тем, кто совмещает обе профессии в одном лице.
Гэкига (gekiga) - Изначально это слово, переводящееся как "драма в картинках", было создано в середине XX века для отличения серьезных графических повествований для взрослых от детских комиксов, которые тогда обычно подразумевались под термином "манга". Сейчас слово "гэкига" употребляется довольно редко, поскольку термин "манга" вобрал в себя его смысл.
Токусацу (tokusatsu) - спецэффекты. Обычно так называются художественные (не анимационные) японские фильмы и сериалы (как правило, фантастические) с большим количеством спецэффектов. Классический и самый известный токусацу - "Годзилла" [Gojira]. Многие токусацу последних десятилетий основаны на манге или аниме, иногда в них снимаются актеры, известные по озвучанию аниме. Естественно, это слово также используется для обозначения собственно спецэффектов в аниме и художественных фильмах.
Сэйю (seiyuu) - актер/актриса, озвучивающие аниме. Сэйю не считаются группы или индивидуальные исполнители, приглашенные для записи музыкального сопровождения аниме.
Танкобон (tankoubon) - том книжного издания манги, первоначально напечатанной в журнале. Издания в танкобонах удостаиваются только наиболее популярные произведения.
Хэнсин (henshin) - превращение/трансформация персонажа/меха.
OP, заставка, опенинг - элемент структуры серии аниме-сериала. Повторяющийся из серии в серию фрагмент, включающий основные титры (название, компания-производитель, ведущие создатели), видеоряд и заставочную музыкальную композицию (обычно песню). Основная задача заставки - настраивать зрителя на просмотр сериала. Заставка может показываться либо в самом начале серии, либо после небольшого "завлекающего" фрагмента собственно серии. Как правило, заставка не меняется на протяжении всего сериала, однако возможны исключения (особенно в длинных сериалах). Иногда видеоряд содержит примеры наиболее эффектных фрагментов сериала, но чаще он напоминает видеоклип на заставочную песню. Для ее написания и исполнения часто приглашают поп- и рок-звезд. Часто под заставкой также понимают схожий по структуре фрагмент полнометражных фильмов и OAV.
ED, концовка, эндинг - элемент структуры серии аниме-сериала. Повторяющийся из серии в серию фрагмент, включающий титры серии (актеры озвучания, автор сценария, аниматоры и так далее), видеоряд и концовочную музыкальную композицию (обычно песню). Основная задача концовки - продемонстрировать имена создателей серии. За экзотическими исключениями (чаще всего - в последней серии сериала) концовка почти всегда завершает серию. Видеоряд концовки и концовочная песня обычно не меняются на протяжении всего сериала, однако возможны исключения (особенно в длинных сериалах). Видеоряду концовки редко уделяется столь большое значение, как видеоряду заставки, часто это просто последовательность стоп-кадров. Часто под концовкой также понимают схожий по структуре фрагмент полнометражных фильмов и OAV.
Омакэ (omake) - "дополнения, приложения". Небольшие, часто пародийные аниме или аниме-фрагменты, дополняющие сериал и использующие его персонажей и мир. Омакэ обычно включаются в релиз ТВ-сериала на видео и служат существенным поводом для покупки именно видеоверсии, даже если ТВ-версия уже отсмотрена. В отличие от собственно ТВ-сериала, предназначенного для широкой публики, омакэ обычно создаются в расчете на зрителя-отаку.
Также существует понятие OVA или OAV, это по сути одно и тоже, это самостоятельные серии к какому нибуть мульту, в пример могу поставть "Chobits"
Что такое аниме?
Самое короткое и простое определение: аниме - это японская анимация.
На данный момент, конечно это определение довольно приблизительно, т.к. присущая аниме графика встречается теперь не только в японских мультиках, а иногда и само аниме производится не в Японии. Тем не менее, такое простое определение вполне подходит для начинающих.
В отличие от традиционной мультипликации, аниме расчитано не только на детей. Аниме очень разнообразно по содержанию и стилю. Различные жанры аниме охватывают публику от дошколят и школьников до вполне взрослых людей.
Особенности графики в аниме
В отличие от других видов анимации, в которых художественное решение играет доминирующую роль, графика аниме находится под сильным влиянием канонов и шаблонов, а потому обычно играет подчиненную роль по отношению к другим аспектам анимационного произведения. Она лишь средство передать те концепции, которые создатели фильма хотят в нем выразить, но никак не самоцель.
История современного аниме отсчитывается от первого сериала Тэдзуки - "Могучего Атома". Именно в нем Тэдзука впервые выразил принципы "ограниченной анимации" ("limited animation"), легшие затем в основу дальнейшего развития аниме. В приложении к японской анимации эти принципы означали экономию на подробности изображения движения (за счет уменьшения количества "кадров в секунду"), но повышенное внимание к сложности дизайна персонажей и фонов.
Художественные решения, предложенные Тэдукой, нашли понимание у зрителя, а в дальнейшем, за счет увеличения финансирования, удалось довести количество кадров в секунду до мировых промышленных стандартов, не теряя при этом качества прорисовки персонажей.
Тем не менее, реальность мира анимации такова, что финансирование никогда не бывает достаточным, и экономить приходится в любом случае. Для этого были разработан ряд художественных приемов, позволявших заново использовать уже нарисованные фрагменты (скажем, включение в сериал серии с повторением ранее произошедших событий) и активно использовать стоп-кадры и статические изображения.
Характерной чертой, присущей многим стилям аниме являются большие глаза и особая стилистика наложения теней. Большие глаза были заимствованы Тедзукой у мультфильмов Диснея и в последствии были переняты другими художниками. Традиционно, большие глаза у японцев символизируют готовность персонажа к восприятию и созерцанию. В аниме большие глаза также подчеркивают молодость персонажа.
Серийность
В отличие от традиционной мультипликации основная форма выпуска аниме - ТВ сериалы по 13, 26, 48 и более коротких серий, имеющих единую сюжетную линию, которая развивается серия за серией. Некоторые аниме, например Slayers, Sailor Moon, Full Metall Alchemist и другие имеют несколько сюжетов, которые мало или совсем не связаны друг с другом. Как правило, их в этом случае выпускают "сезонами", каждый из которых повествует об отдельном сюжете.
Нередко аниме-студии выпускают и полнометражные аниме (OVA - Original Video Animation). В частности, это могут быть сокращенные версии сералов (например Rah-Xephon, X), отдельные полнометражки (такие как Spirited Away, Akira, Wonderful Days) и даже альтернативные или сопутсвтующие истории (Slayers). Серийность аниме позволяет удерживать зрителя в напряжении и ожидании в течение всего сериала, а также создавать аниме-сериалы одновременно с соответствующей мангой (забыл упомянуть: манга - японские комиксы . Чаще всего аниме рисуют именно по какой-нибудь манге, наследуя при этом название, персонажей и сюжет). Собственно, есть и ТВ сериалы которые рисуются по незаконченной манге, например Naruto, причем не понятно, когда же это кончится =Р
Отаку
Собственно, в Японии само слово "отаку" означает "фанат", причем для японцев это слово имеет негативный оттенок. Однако для нас "отаку" означает "большой любитель аниме/манги". Настоящего отаку можно с легкостью выделить из толпы по анимешной футболке, незнакомому полуазиатскому диалекту ("ксо", "хентай" и пр.) и взгляду, которым он на вас смотрит, если вы японец
Любители аниме есть, пожалуй, везде и давно. Отаку собирают аниме, мангу, различные поделки, журналы об аниме, играют в анимешные игры, меняются друг с другом, ходят на встречи (анимки) и образуют аниме-клубы вроде нашего.
Отаку (otaku) - преданный поклонник аниме/манги. В среде отаку этот термин может иметь расширительное значение "преданный поклонник чего-либо" - это соответствует словоупотреблению, принятому в Японии.
Хентайщик - большой любитель хентая.
Яойщик - большой любитель яоя.
Додзинси (dojinshi) - некоммерческая манга, созданная отаку по мотивам известных коммерческих аниме/манги.
Додзинсика (dojinshika) - создатель додзинси.
Фанфик (fanfic) - литературное творчество отаку по мотивам любимых произведений.
Фанарт (fanart) - художественное творчество отаку по мотивам любимых произведений.
Косплей (cosplay, costume playing) - маскарад отаку с переодеванием в любимых персонажей.
Кон (сon) - большой съезд отаку. В рамках конов организуются встречи с создателями аниме и манги, демонстрируются редкие аниме, проводятся конкурсы фанфиков, фанарта и косплея.
Переводы аниме:
Скрипт (sсriрt) - последовательная запись диалогов фильма, используемая в его озвучании или переводе. Профессиональный российский термин - "монтажные листы" ("монтажники").
Даб (dub) - дубляж, полная замена голосовой фонограммы. Иногда в дубляже также переозвучиваются песни.
Саб (sub) - субтитры, полностью сохраняется японская фонограмма, но зато видеоряд дополнятся несколькими строчками текста перевода.
Войсовер (voice-over) - "наложение голоса" или "синхронный перевод", совмещение фонограммы перевода с фонограммой оригинала при некотором заглушении последней. Это наиболее дешевый в производстве и наиболее распространенный в России вариант перевода аниме и кино вообще.